Ремонт спиннинга своими руками – пошаговая инструкция

Ремонт заклиненного удилища проворотом

Ремонт хлыста удилища

Нередкое явление – поломка пустотелого по всей длине хлыстика обычной маховой удочки. Чаще всего хлыстик лишается верхней трети длины. Исправление заключается в подборке и установке нового коннектора. Несколько реже случается поломка в месте выхода хлыста из второго колена. В этом случае помогает подмотка бандажа из стеклоткани с последующей подгонкой по диаметру и конусу зацепления. Конечно, и в том и в другом случае удилище станет немного короче, но несколько сантиметров на результате ловли вряд ли скажутся.

Практически не ломаются так называемые «спортивные» хлысты с монолитной углепластиковой вставкой. Благодаря более равномерному распределению сил по длине хлыста он гораздо лучше воспринимает нагрузку и не перегружает последующее колено. Редко при неаккуратном использовании ломается тонкая верхняя часть углепластиковой вставки, но несложно подровнять ее алмазным надфилем и приклеить новый коннектор.

Крайне редкий вариант поломки – разъединение вставки и пустотелой нижней части хлыста, однако это скорее брак производителя. Лечится вклейкой хлыстика обратно; для надежности стоит подмотать место стыка тонкой капроновой ниткой с пропиткой обмотки эпоксидной смолой или сделать микробандаж из стеклоткани. Можно попробовать поискать подходящий хлыст в магазине, но необходимо подобрать точно такой же (желательно от одинаковой модели), по жесткости и массе примерно соответствующий сломанному.

Один из вариантов – заменить пустотелый хлыст на «спортивный», но ни в коем случае не наоборот, иначе более жесткий пустотелый хлыст сломает второе колено даже при небольшой нагрузке. Такие поломки встречаются довольно часто.

Гораздо проще ситуация со штекерным удилищем для ловли с укороченной оснасткой. Здесь поломка хлыста довольно редкое явление, поскольку почти все нагрузки берет на себя резиновый амортизатор, но даже если она произошла, то всего лишь требуется переставить или подобрать новую тефлоновую втулку. Небольшой потерей длины можно пренебречь. При подборе нового хлыста лучше выбирать максимально жесткий и подходящий по посадочному диаметру. Часто в продаже бывают необрезанные хлысты большой длины, которые можно использовать как запасные части для штекерных удилищ разных моделей. Подгоняют их обрезанием алмазным надфилем под нужные диаметр и длину.

Ремонт нижних колен

Труднее всего ремонтировать нижние колена телескопических и штекерных удилищ. У достаточно дорогих и качественных изделий эти колена почти цилиндрические, ремонтировать их описанным выше методом невозможно, и приходится делать полноценный ремонт с вклейкой втулки и накладыванием бандажа. В отличие от спиннинга, более серьезные требования предъявляются к втулке: она должна быть из углепластика, а еще лучше от удилища примерно того же класса, что и ремонтируемое. Ведь помимо центровки обломков колен ей приходится воспринимать приличную нагрузку, так как одним внешним бандажом обойтись трудно (или его придется делать слишком толстым). Длина втулки должна быть равной пяти-семи диаметрам колена в месте слома. При этом более тонкое колено должно свободно проходить во втулке, располагающейся в более толстом.

Довольно часто, особенно в так называемых «мини-телескопах», такое условие выполнить невозможно, и приходится формировать новую заходную часть. Кстати, отремонтированные комлевые колена штекерных удилищ рыболов вынужден возить отдельно именно из-за бандажа и внутренней втулки, которые препятствуют складыванию колен одно в другое. Однако это не мешает сборке удилища для приведения его в рабочее состояние.

Разумеется, бандаж для углепластиковых удилищ, а тем более для штекеров, необходимо выполнять из углеткани; он должен иметь толщину, равную примерно 1,2-1,4 толщины стенки удилища в месте поломки. Только в самом безвыходном положении можно сделать бандаж из стеклоткани, при этом для сохранения достаточной несущей способности он должен быть в 1,5-2 раза толще, чем стенка колена. Крайне неприятна поломка штекерного удилища в стыке.

Такой ремонт обычно настолько сложен, что даже в условиях мастерской зачастую проще заменить весь стыковочный узел, чем ремонтировать раздробленный. Наличие отремонтированного участка на штекере вообще не сказывается на его рабочих характеристиках. Может быть, только немного ухудшает внешний вид.

Ремонт верхних и средних колен

Ремонт данных колен зависит от места поломки. Если колено сломалось в верхней части, то простой и действенный способ – это нарастить заходную часть более тонкого колена таким образом, чтобы стык переместился на целый участок колена. Само место поломки подравнивают и обязательно накладывают на длину, равную двум-трем диаметрам сломанного колена, бандаж из стекло- или углеткани, который предотвратит поперечное растрескивание верхнего края колена. Такой ремонт очень прост, но требует аккуратности при подгонке конуса зацепления.

Еще проще, если поломка произошла в нижней части колена. По стандартной схеме накладывают бандаж длиной, равной шести-восьми диаметрам колена в месте поломки. Выкройку из стеклоткани (для этого необязательно использовать углеткань) делают прямоугольной формы. При подмотке желательно отступить на 1- 2 см от места поломки для удобства работы, а затем наждачной бумагой сначала грубой, а потом со средней зернистостью притереть конус зацепления. Более сложен ремонт при поломке примерно посередине колена. Конечно, можно воспользоваться одним из выше-описанных способов, но тогда длина удилища уменьшится почти наполовину колена.

Возможны следующие варианты действий. При достаточной конусности колен верхний обломок вставить телескопически в нижнюю часть, предварительно подровняв место поломки. Оптимальная длина зацепления должна быть равной пяти-семи диаметрам колена в месте поломки, минимальная – не менее трех диаметров. При меньшей длине зацепления соединение не сможет выдержать нагрузку. Место соединения обязательно зачищают наждачной бумагой снаружи колена от лака, а внутри – для удаления специальной смазки, которая не дает достаточной адгезии при склейке. Обычно используется эпоксидный клей. При склейке необходимо следить, чтобы не образовывалось наплывов и капель смолы на внутренней поверхности колена; их убирают тампоном, смоченным растворителем.

После того как смола полимеризуется, снаружи, непосредственно на стыке крайне желательно сделать неширокий (длиной в один-два диаметра колена) усиливающий бандаж, который предотвратит продольное растрескивание бланка. Для этого достаточно двух-трех слоев тонкой стеклоткани.

По такой же схеме ремонтируются верхние и средние колена (со второго до пятого, а иногда и шестого) штекерных удилищ для ловли с укороченной оснасткой. У них почти всегда имеется достаточная конусность, позволяющая произвести подобный ремонт с минимальной потерей длины.

Общие случаи ремонта

Независимо от типа удилища износ стыковочных узлов неизбежен. Безусловно, рыболов может его существенно затормозить, следя за чистотой узлов и очищая их при необходимости. Но существуют такие виды ловли (например, летняя мормышка), когда удилище раскладывается за рыбалку десятки раз, причем нередко абразив попадает на удилище. Мне доводилось видеть удилища, которые буквально за один сезон разваливались на составные части. Между тем усилить стыковочный узел очень просто, достаточно наложить бандаж из пары слоев тонкой стеклоткани, а затем сделать подгонку захода. Такую работу можно произвести, когда узел уже изрядно износился.

Временная, но довольно эффективная мера усиления стыковочного узла – обматывание предварительно обезжиренного захода двумя-тремя слоями широкого скотча. Скотч следует приклеивать максимально ровно, без пузырей и складок. Такой защиты часто хватает на несколько рыбалок, а при необходимости ее легко заменить.

Удилища с кольцами

Все вышесказанное касалось удилищ без колец. Последние, к сожалению, сильно затрудняют ремонтные работы, поскольку, чтобы добраться до сломанного колена, приходится их демонтировать, а затем вновь устанавливать. Изредка удается обойтись полумерами: снимать кольцо только с верхнего колена, например при формировании заходной части. Но работать в этом случае очень неудобно, да и вероятность новой поломки сильно возрастает, ведь удилище может попросту выскользнуть из рук. Особенно много проблем возникает при работе с современными болонскими удилищами, в которые производители вклеивают внутренние пробки из микропористой резины для того, чтобы не разбивались края колен о пропускные кольца. Удалить их можно, но такая операция часто превосходит по трудоемкости сам ремонт.

Поэтому самый лучший вариант – максимально аккуратно обращаться с удилищем, стараясь не допускать поломок. Грамотный и качественный ремонт маховой удочки не слишком влияет на ее строй, массу и прочность и зачастую убирает потенциально слабое место. Многочисленные ремонты «боевого» удилища не влияют на его строй и прочность.

Как отремонтировать спиннинг своими руками

Прежде чем приступить к ремонту спиннинга своими руками стоит запастись набором нехитрого инструмента, в состав которого входят: ножовочное полотно, канцелярский нож и небольшие по размеру плоскогубцы. Под рукой должна быть газовая горелка, обычно для этих целей используют самую маленькую конфорку бытовой газовой плиты, и зажигалка. Для работ понадобится мелкоабразивная наждачная бумага, алмазный надфиль с мелкой насечкой, а также эпоксидный клей и водостойкий прозрачный лак. На роль обезжиривателя склеиваемых поверхностей сгодится растворитель. Клеить и выполнять лакировку поверхностей удобно жёсткой рисовальной кистью.

В перечень материалов, помогающих отремонтировать спиннинг, входит капроновая нить диаметром от 0,5 до 1,5 мм, углепластиковые, отслужившие свой век, старые колена бывших в употреблении удочек (необязательно спиннингов). Также будут востребованы пробки с бутылок сухого или шампанского вина и комплекты разнообразных по диаметру пропускных колец. Ремонтные операции удобно производить на обычном письменном столе с наличием яркой настольной лампы. Хорошее освещение помогает заметить мелкие трещины, которые оставшись упущенными, негативно влияют на качество ремонта.

С представленным выше комплектом оборудования и материалов можно достаточно быстро и надёжно произвести мелкий ремонт бланка снасти. В случае же серьёзной поломки есть варианты замены колена на новое или передачи снасти в руки мастера-родбильдера, специализирующегося на восстановлении современного рыболовного оборудования.

Ремонт бланка

В современных двусоставных штекерных спиннингах из высокомодульного графита случаются такие виды поломок как:

  • трещины или поломки первого (комлевого) колена хлыста спиннинга;
  • растрескивание или поломка верхнего колена.

Ремонт бланка в обоих случаях не требует значительных расходов. Он состоит из следующих шагов:

  1. Осматриваем удилище в месте поломки на предмет продольных трещин. Если они есть, ремонту колено не подлежит — под нагрузкой трещина неминуемо будет увеличиваться в длину и приведет к полному выходу из строя всего колена.
  2. Если трещин не обнаружено, полотном по металлу торцуем края поврежденного колена.
  3. Из старых, но не расщепленных графитовых коленьев от другого сломанного удилища выбираем и выпиливаем кусочек 10−15 см длиной, плотно заходящий внутрь частей сломанного колена — шпигот.
  4. При необходимости кусочек немного обтачиваем наждачной бумагой, мелким надфилем.
  5. Вставляем шпигот в одну из частей ремонтируемого колена, так чтобы он плотно зашел внутрь него на 7−8 см. Край колена и вставленный в него шпигот обильно смазываем эпоксидным клеем. При ремонте комлевого колена шпигот можно пропустить внутри него, сняв пробку, находящуюся в торце рукояти после катушкодержателя спиннинга.
  6. Второй конец шпигота вставляем внутрь другой части сломанного колена таким образом, чтобы зазор между двумя стыкуемыми частями сломанного колена был минимальным.
  7. Место стыка покрываем эпоксидным клеем.
  8. Поверх соединения наматываем тонкую капроновую нить, стараясь подобрать ее цвет в тон покрытия бланка.
  9. Бандаж из капроновой нити покрываем водостойким лаком.
  10. Если одно из колец спиннинга находится очень близко к месту поломки, то для усиления бланка и маскировки бандажа его снимаем, крепим над местом стыковки сломанных частей колена капроновой нитью.
  11. Если поломка затронула лак колец спиннинга или повредила намотку которой кольцо крепиться к бланку то его проще снять и установить заново.

В результате такого ремонта удилище сохраняет свою прочность, гибкость, незначительно изменяет строй, но в тоже время позволит избежать покупки дорогостоящего эксклюзивного колена. По затраченным же деньгам для любого рядового спиннингиста такой ремонт обойдётся в ничтожно малую сумму

Всегда необходимо учитывать целесообразность восстановления описанным выше способом — например, при поломке телескопических спиннингов из стекловолокна или композита, имеющих меньшую толщину стенки, прочность и гибкость, лучше всего подобрать взамен поврежденного колена новое. Ремонт не вернет бланку первоначальную прочность, значительно его утяжелит, при поклевке серьезного хищника отремонтированное колено сломается в месте прошлого повреждения.

Ремонт вершинки

Поломка кончика — очень серьезное повреждение удилища, влияющее на его функциональные свойства.

При ловле на джиговые легкие приманки для спиннинга вершинка очень важна. Благодаря ей рыболов делает дальние точные забросы миниатюрных твистеров, виброхвостов. Она позволяет делать игру приманок наиболее привлекательной. Кроме того кончик способен сигнализировать о самой слабой, неуверенной поклевке раньше, чем рыболов ее почувствует рукой.

Ремонт кончика спиннинга по ряду причин отличается от устранения аналогичного повреждения комлевого или второго колена. Его внутренний диаметр либо очень мал (подобрать подходящую вставку крайне сложно), либо же вершинка цельная (не имеет полости для шпиготного ремонтного соединения). Любое увеличение жесткости вершинки приведет к изменению ее чувствительности, ухудшит дальность заброса, негативно повлияет на игру приманки. Установленная в вершинку вставка при нагрузке ломает тонкие стенки изнутри, полностью выводит эту часть удилища из строя.

Поэтому для того чтобы устранить данную поломку следует прибегнуть к другому более деликатному способу ремонта:

  • Сломанные части осматриваем на предмет продольных трещин;
  • Если трещины не найдены, части вершинки в местах поломки обрабатываем мелким надфилем на длину 15−20 мм от края. При обработке снимается лак, незначительно уменьшается толщина стенки вершинки;
  • Обе части соединяем шпиготом — трубочкой из плотной бумаги, которую предварительно смазываем быстросохнущим эпоксидным клеем. При соединении частей вершинки необходимо следить за тем, чтобы пропускные кольца располагались по одной оси;
  • В 20−25 мм ниже и выше места стыка наматываем бортики из изоленты, которые при дальнейшем устройстве бандажа не дадут образовываться потекам клея;
  • Для устранения поломки вершинки используют углеволокно. Так как купить его в магазине очень сложно, то чаще всего его выжигают из кусочков старых высокомодульных удилищ. Для выжигания углеволокна возьмем отрезок из углепластикового колена длиной 20−25 мм и диаметром 10−12 мм. Зажав кусочек в плоскогубцах, выдерживаем его над пламенем газовой горелки до тех пор, пока не перестанет идти дым. Трубочку с выжженными связующими аккуратно раскручиваем, разделяя на полоску углеткани и карбоновую сеточку (подложку);
  • Место стыка двух частей сломанной вершинки смазываем медленно сохнущим эпоксидным клеем, разведенным в пропорции 10:1 с отвердителем;
  • Поверх клея наматываем подложку, плотно прижимая ее к месту стыка;
  • На подложку наматываем углеткань. Каждый виток углеткани промазываем эпоксидным клеем;
  • Поверх бандажа с усилием наматываем слой скотча;
  • После того как клей затвердел, острым ножом снимаем скотч и бортики из изоленты;
  • Бандаж шлифуем под струей воды надфилем, а затем мелкой наждачной бумагой;
  • Покрываем бандаж водостойким лаком.

При таком способе ремонта место, где сломалась вершинка спиннинга, почти незаметно, а само удилище сохраняет прочность, гибкость и другие свои важные свойства.

Как починить монолитный кончик спиннинга

Некоторые модели спиннингов имеют монолитное окончание квивертипа. Заломы таких колен нередки, но и отремонтировать сломанный спиннинг не составит больших затруднений. Если кончик заломался на расстоянии в 5–10 см от тюльпана, применяют методику соединения стыка посредством трубки. Как и в случае с восстановлением полого бланка потребуется углепластиковая вставка от старого колена. Только в варианте с монолитным строением вершинки диаметр подбираемой трубки должен позволять отрезанной по размеру заготовке одеваться поверх деформированных частей колена.

Отторцевав концы залома, далее, для лучшей адгезии, поверхность проходят наждачной бумагой до получения видимой бархатистости и обезжиривают растворителем. После высыхания растворителя наносят клей и кончики вставляют в подготовленную заранее трубку, плотно прижимая торцы. После высыхания клея края ремонтной трубочки подчищают надфилем, покрывая стык водостойким лаком. На практике бывает так, что сломался спиннинг непосредственно у последнего колечка, прямо у окончания тюльпана. Эта поломка вообще не вызывает затруднений в последующем восстановлении.

Методика ремонтных работ начинается с нагрева отломанной вершинки, на которой надет тюльпан. При нагреве клей выгорит, и соединительная трубочка конечного кольца станет свободной. Сам же кончик квивертипа зачищают наждачной бумагой, приводя диаметр в соответствии с диаметром соединительной трубочки тюльпана. Соединительные элементы обезжиривают и склеивают между собой.

Важно! Тюльпан должен с натягом садиться на кончик квивертипа.

Если это условие не соблюдается, предварительно на вершинку накладывают слой пропитанной эпоксидным клеем капроновой нити и уже после высыхания подмотки осуществляют монтаж кольца. Насаженный на клей тюльпан, вернее место стыка, закрывают витками всё той же капроновой нити и покрывают слоем влагостойкого лака. После такой манипуляции спиннинг остаётся работать на прежних параметрах, практически не теряя в чувствительности с полностью восстановленной первоначальной заводской надёжностью.

Ремонт рукоятки

Обрадуем спиннингиста таким фактом, что восстановление рукоятки намного проще, чем ремонт кончика спиннинга. На самом деле, большинство моделей спиннингов снабжаются комфортной по тактильным ощущениям пробковой рукоятью. Пробка — довольно мягкий и крохкий материал и в процессе эксплуатации снасти происходит выкрашивание, растрескивание и сколы на поверхности рукоятки, которые не только портят внешний вид снасти, но и доставляют неудобства во время ведения лова. Отремонтировать возникающие дефекты можно пробковой крошкой, которую получают, дробя винную пробку на, как можно меньшие по своим размерам фракции.

Ремонт спиннингов начинают с обработки сколов и иных дефектов рукояти очисткой поверхности от загрязнений и нанесением слоя обезжиривателя. Пробковую крошку засыпают в небольшую по объёму ёмкость и тщательно перемешивают с водостойким клеем до густой пластичной массы. Полученный состав пластиковой лопаткой наносят на дефектные места, плотно вдавливая ремонтную смесь в структуру рукоятки. После высыхания клея поверхность приводят в идеальный вид шлифовкой мелкоабразивной наждачной бумагой. Исправленные дефекты, устранённые по данной методике, на долгий срок продлят комфортную и удобную эксплуатацию отреставрированной снасти.

Как починить колено спиннинга

Ремонт колена спиннинга производят в двух случаях: при полной поломке нижней части штекера и при появлении на бланке продольных трещин. Устранение поломки бланка более серьёзная восстановительная операция, но по принципу исполнения схожая с методикой ремонта вершинки спиннинга своими руками. Для начала определяемся со структурой строения колена, которое может быть полым или монолитным по конструктиву. Полые бланки восстанавливаются внедрением вставки во внутреннюю часть хлыста. Монолитный бланк ремонтируют, надевая из подобранной по диаметру углепластиковой трубки наружную муфту. Проклеенные клеевым составом соединения усиливают армированием.

Важно! Армирование выполняют из капроновой нити двухслойной намоткой.

Перед первым слоем, место соединения внутренней трубкой, промазывают клеем и плотно мотают нить виток к витку на длину, перекрывающую стык не менее чем на 5 см с каждой стороны дефекта. После высыхания наносят второй слой нити, опять-таки, пропитывая армирующий слой клеевым составом. С наружной муфтой данные манипуляции выполняют на границах обоих стыков. После просушки, ремонт хлыста заканчивают лакировкой восстановленной поверхности. Трещины устраняются выполнением операции армирования. Пропитанную клеем нить наматывают на дефектную поверхность, выходя за границы трещины не менее чем на 3 см, после полного высыхания накладки, подвергая зону ремонта шлифовке и чистовой лакировке.

Ремонт пропускных колец

Ремонт спиннинга может быть связан с дефектом пропускных колец. В кольцах частой поломкой является истирание поверхности вкладышей, выводящих со строя шнур, а также деформация опорной ноги или всех ножек с полным отламыванием кольца от бланка. Для замены вкладыша потребуется покупка подходящего по диаметру и типажу вставки кольца. Дефектное кольцо при помощи нагрева зажигалкой аккуратно извлекают из металлической обоймы острым кончиком ножа. Обойму очищают от остатков старого клея, элементарно выжигая лишнее содержимое, и заливают свежим клеевым составом, после чего вставляют новый вкладыш. Остатки клея удаляют, не допуская шероховатостей на поверхности кольца, и комфортно продолжают использовать спиннинг.

Кстати, точно по такой же методике производят и ремонт тюльпана, с деформированной поверхностью вкладыша. Полная замена кольца начинается с удаления старого элемента бланка. Для этого применяют открытый огонь, нагревая и выжигая с поверхности хлыста лак и армирующий слой, прижимающий ножки кольца к бланку. Удалив дефектное кольцо, поверхность подвергают полной очистке от остатков армирования, завершая процесс шлифовкой. После обезжиривания, место крепления пропускного кольца покрывают эпоксидным клеем и устанавливают кольцо. При установке нового пропускного кольца в обязательном порядке контролируют соосность установки элемента с остальными кольцами.

Важно! Расположение колец должно находиться на одной прямой линии бланка.

Крепление опор кольца с бланком осуществляют капроновой нитью, пропитанной эпоксидкой. Ножки к бланку туго притягивают ниткой плотным наложением ровных витков. После застывания клея, места крепления обрабатывают мелкоабразивной наждачной бумагой и покрывают водостойким лаком.

Ремонт катушки для спиннинга

Среди наиболее распространенных неисправностей катушки и способов их самостоятельного устранения можно выделить:

  • Шум внутри. Разберите катушку, удалите из приводного механизма песок, грязь, проверьте подшипники в ручке и шпуле, при необходимости замените.
  • Заклинивание механизма вращения под нагрузкой. Замените шестерни приводного механизма на новые;
  • Дужка лескоукладывателя самопроизвольно защёлкивается при забросе. Зажмите винты крепления дужки. Если это не устранило неисправность — поменяйте пружину, отвечающую за защелкивание дужки, на более жесткую;
  • Не работает стопор обратного хода. Необходимо смазать обгонную муфту, отвечающую за работу механизма;
  • Скрип. Необходимо добавить смазку внутрь корпуса катушки;
  • Леска попадает под гайку переднего фрикциона, обрывается. Необходимо поменять фетровую толстую прокладку под гайкой на более тонкую пластиковую.

Данные способы позволят эффективно ремонтировать катушку своими руками, устраняя серьезные неполадки, продлевая срок эксплуатации данной дорогостоящей составляющей спиннинговой снасти.

 
Источники

  • http://klev-tut.ru/snasti/329-remont-udilischa.html
  • https://www.vseofishing.net/remont-teleskopicheskogo-udilishha/
  • https://IaRybak.ru/snasti/remont-spinninga
  • https://ribaku.info/snasti/spinning/remont-svoimi-rukami

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о рыбалке и снастях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: