Кораблики (планеры) для троллинга: виды и изготовление своими руками

Представление

Троллинговая ловля с помощью планеров является возможностью одновременного использования нескольких троллинговых спиннингов для облова широкой полосы водной поверхности. Ширина облавливаемой зоны во много раз превышает длину любого спиннинга, при помощи которого производится ловля.

Например, на кокпите нашего РИБа для троллинга установлен держатель (гребёнка с «подстаканниками») для десяти троллинговых спиннингов, которые разбиты на две группы по 5 штук для планеров ЛБ и ПБ.

В принципе, нормальный набор спиннингов может насчитывать 16 единиц, и даже 20, в зависимости от того, какого хищника и где вы собираетесь ловить! Например, в Швеции законодательство позволяет устанавливать не более 10 спиннингов на катере, а в Финляндии не более 14 штук.

Троллинговый спиннинг, по сравнению с обычным, имеет большее количество колец, причём одного диаметра и крестообразную нарезку на торце рукоятки для его фиксации в стакане держателя.

Троллинговые катушки имеют мультипликатор для усиления момента и оборудованы щётчиком стравливаемой лески. Для вашего удобства рекомендуем покупать катушки со счётчиком в метрах, а не в футах.

Желанию установить побольше спиннингов для троллинга с планерами есть несколько объяснений.

Что представляют собой кораблики для рыбалки

На сегодняшний день существует большое количество разновидностей планеров, отличительной характеристикой которых можно отметитьконструктивное решение и метод прикрепления лески к основной части. Сам кораблик выглядит довольно обычно, а особенностью здесь является прикрепленный яркий флажок. После того как леска зацепилась за объект, она освобождается, и конструкция находится в свободном плавании. Именно поэтому проще всего делать планеры своими руками, ведь при потере купленного варианта будет трудно найти замену. Если вы применяете сразу 2 троллинга, то тут потребуется отдельная снасть. При этом он крепится на другом шнуре и к нему при помощи прищепок доводятся лески от удочек. Если начался процессловли рыбы, то леска просто освобождает планер, и он остается прикрепленным к другим удилищам. Тем самым это позволяет сохранять свою работоспособность.

Основными элементами планера являются следующие конструкции:

  • две доски для основания;
  • соединительные элементы;
  • флажок.

Наиболее интересная конструкция предложена одной из американских фирм. Здесь была разработана конструкция, в которой корабль оснащается карабином, а леска имеет стопорящий элемент. Благодаря этой разработке приспособление не может потеряться, да и рыба без каких-либо ограничений доплывает к лодке.

Одной из разновидностей корабликов можно отметить планеры, состоящие из нескольких пластин и имеющие широкую базу с нагружением. Такая разработка позволяет совмещать сразу несколько спиннингов.

Виды и назначение

Хитроумная снасть придумана в незапамятные времена, но тем не менее не потеряла своей актуальности и стала прототипом для современных планеров (корабликов). Она хорошо скользит по воде, уводя леску с приманками далеко от лодки, позволяет одновременно использовать сразу несколько удилищ, увеличивает границы облавливаемой территории.

Готовые конструкции имеют одинаковый принцип действия, могут отличаться по форме, размерам, технике использования, делятся на две основные группы – мини планеры и большие планеры (кораблики).

Самодельный кораблик для троллинга своими руками

Классический троллинговый кораблик достаточно легко и просто изготовить своими руками. Хорошо работает устройство длиной 23 см, высотой 8 см и толщиной 1,5-2 см. Лучше сразу сделать несколько заготовок, тогда можно будет сделать 2 конструкции с небольшими изменениями. Чтобы приступить к работе понадобится:

  • 2 доски лиственных пород дерева;
  • 2 алюминиевые пластины;
  • 2 прищепки для лески (рыболовные);
  • 2 карабина с вертлюжками;
  • пруток из нержавеющей стали толщиной 2 мм;
  • свинцовая полоса;
  • крепежные детали.

Последовательность операций следующая:

  1. Отрезаются деревянные заготовки длиной 25 см и шириной 10 см. Носовая часть заостряется плавно на расстоянии 5-8 см. В задней части делается п-образный выпил.
  2. Сквозь образовавшиеся “ушки” сверлятся сквозные отверстия для шпильки.
  3. Из алюминиевой пластинки делаются г-образные держатели для прищепки.
  4. Коротким отрезком держатель прикручивается саморезами к кораблику, примерно в 8-10 см от края носовой части.
  5. В хвостовой части монтируется шпилька с вертлюжком и карабином.
  6. Детали из дерева покрываются лаком.
  7. Прищепка крепится к держателю болтом с гайкой.
  8. Свинцовые полоски крепятся к нижней торцевой части кораблика саморезами. При правильной огрузке конструкция должна выступать из воды на 1/3.

Теперь один из корабликов можно сплавить по левому борту, а другой – по правому.

Этапы создания планера

Кораблик для троллинга своими руками сделать очень просто.

Если у вас возникает вопрос о том, как сделать планер, то следует прибегнуть к соблюдению нескольких основных этапов создания:

  • подготовка необходимых материалов. Дощечки необходимых типоразмеров нужны для того, чтобы из них выполнить трапециевидные заготовки с заостренными боковыми гранями. По боковым граням нужно высверлить отверстия под металлические спицы на высоте 60 мм. Все деревянные детали должны покрываться лаком для избегания гниения и быстрого выхода из строя. Один из элементов должен иметь на своей поверхности дополнительные отверстия, которые предназначены для кронштейна;
  • сборка элементов. Собирается планер для троллинга очень просто. В просверленные отверстия вставляются металлические спицы, и элементы регулируются до необходимой ширины. Но стоит учитывать расстояние в пределах от 100 до 120 мм. К той доске, на которой имеются дополнительные отверстия, вставляется кронштейн и шпилька. Чтобы придать больший вес, готовые кораблики оснащаются у нижних бортов пластинами из металла — свинца. Если конструкция делается правильно, то при хорошей сборке должна быть видна только на третью часть общей высоты;
  • оснастка элементов. Если делать планер для троллинга своими руками, то можно достать чертежи, в которых можно будет увидеть дополнительную оснастку. Такой сделанный механизм может быть управляемым при использовании обычной удочки. Он будет соединяться с леской карабином и фиксироватьсяприщепкой, количество подводок и их расположение может меняться в зависимости от классификации добычи и приманки.

Как видно из этапов, собрать планер довольно просто, главное — соблюдать все инструкции.

Как сделать своими руками

Иногда купить товар не представляется возможным, рука просто не может достать кошелёк, ведь минипланер — не дешёвое удовольствие. Тогда надо просто изготовить минипланеры для троллинга самому. Для того чтобы сделать это устройство, понадобится:

  • две доски, которые изготовлены из лиственной породы дерева;
  • две пластины, изготовленные из алюминия;
  • две прищепки;
  • два карабина, которые имеют вертлюжки;
  • пруток, который сделан из особого материала — нержавеющая сталь. Толщина данного прутка должна быть не менее двух миллиметров;
  • полоса из свинца;
  • детали крепежа.

Для изготовления необходимо сделать следующие действия:

  1. Отрезать доски. Длина досок должна быть не менее 25 см. Что касается ширины, то она должны быть не менее 10 см. Носовую часть необходимо заострить. Расстояние заострения должно быть от пяти до восьми сантиметров. Что касается задней части, то там надо сделать специальный выпил, который имеет п-образную форму.
  2. Просверлить определённые отверстия для установки шпильки. Их необходимо высверлить в «образовавшихся ушках».
  3. Используя алюминиевую пластинку сделать г-образный держатель, который понадобиться для прищепки.
  4. Около восьми см от самого края носовой части прикрутить держатель. Прикручивать надо саморезами.
  5. Смонтировать шпильку в хвостовую часть. Шпилька должна иметь вертлюжок и карабин.
  6. Все деревянные детали покрыть лаком.
  7. Прикрепить прищепку к держателю. Использовать болт и гайку.
  8. Прикрепить полоски из свинца к нижней части минипланера для троллинга. Для этого использовать саморезы.

Условно планеры можно разделить на две группы. Первая группа — маленькие. Вторая группа — большие. Однако они отличаются не только из-за размера.

Итак, рассмотрим более детально большие планеры. Им необходимо больше снаряжения, чем для маленьких. Для того чтобы их использовать необходимо установить троллинговые катушки на катере. Троллинговые катушки крепятся на специальной троллинг-мачте, либо на тарге — держателе удилищ.

Задачей планеров является разведение линейки оснастки по сторонам от лодки. Используя специальную клипсу, большой планер крепят к шнуру, который замотан на троллинговой катушке и затем отводят её в сторону от плавательного средства. Используя прищепки к шнуру крепят лески удилищ. Что касается расстояния и последовательности, то они выбираются самим рыбаком. Это зависит от целей, которые задумал осуществить рыбак, а также от погодных условий, течения и других сопутствующих рыбалке факторов.

Когда происходит поклёвка, то рыба, выдернув леску, помещается в кильватор лодки. Следует отметить, что лодка продолжает своё движение. Но данное устройство имеет существенный минус — оно не слишком мобильно. Также следует отметить, что оно достаточно дорого и потребует в деле от рыболова — дополнительные действия.

Что касается маленьких планеров, так называемых минипланёров, то они имеют ряд преимуществ. Которыми является — дешевизна, небольшой размер, минимальное сопротивление и простота в управлении. Для них нет необходимости сооружать мачты и катушки. То есть нет необходимости в сооружении мощных снастей.

Принцип работы


Кораблик на первый взгляд является простым устройством для отвода приманок. Они продаются в рыболовных магазинах, но некоторые любители троллинга предпочитают делать самодельные кораблики.

Принцип работы этих устройств одинаков. Кораблик имеет несимметричную форму, благодаря которой он и отходит от фарватера лодки. К нижней части кораблика монтируется груз, который удерживает его в вертикальном положении. Он крепится к основной леске и в зависимости от расстояния до лодки и натяжения снасти смещается в сторону.

Повлиять на проводку приманки рыболов практически не может, при поклевке рыба выдергивает леску из прищепки кораблика.

Не путайте кораблик для троллинга с прикормочными корабликами для рыбалки, они выполняют разные функции.

Техника ловли

Рассмотрим базовый алгоритм техники ловли с корабликом:

  1. Леска отпускается до необходимой длины и на ней фиксируется «кораблик»;
  2. Удилище вставляется в специальный держатель, фрикцион ослабляется;
  3. То же проделываем и с остальными удилищами. Расстояние между «корабликами» должно составлять 5 – 10 метров.

Предотвратить досадные спутывания и перехлесты поможет следующая схема:

  • С каждым более удаленным удилищем отпуск приманки должен увеличиваться примерно на 5 метров .
  • Чем ближе к лодке «кораблик», тем больше должно быть заглубление. Это позволяет не только предотвратить спутывания, но и позволяет обловить разные слои воды.
  • Внутреннюю катушку нужно подматывать при резких поворотах.

При использовании больших планеров нужно тщательно изучить место: в тихой и прозрачной воде рыба обычно более осторожна и боится лодки. Поэтому следует отпускать планеры на большее, нежели при волнении. Это снизит пугливость рыбы, так как приманка не будет идти в проекции кильватерной струи.

Инструкция по запуску кораблика-планера для троллинга

Как только приходит весна, и появляются первые насекомые, они тут же становятся главным кормом для рыбы. Это кузнечики, пауки, мухи, оводы, мотыльки и прочие. Но чтобы поймать рыбу на такую наживку, ее еще нужно правильно преподнести. Так как рыба питается в верхних слоях воды, к ней нельзя близко подойти, так как она сразу же замечает рыбака и скрывается.

При рыбалке на реке с хорошим течением для этих целей никак нельзя лучше подойдет такая снасть как кораблик. Она позволяет доставлять приманку практически на любое расстояние от берега без малейшего шума. При этом удается ловить даже такую осторожную рыбу как язь, жерех и голавль.
Пару слов о том, как работает эта снасть
Многие рыбаки задаются вопросом, как же эта снасть умеет так мастерски отдаляться от берега. На самом деле здесь все просто и это обычное физическое явление. В первую очередь снасть должна быть плавучей, поэтому ее изготавливают из дерева или пенопласта. А секрет, почему же кораблик плывет, кроется в его геометрии. За счет углов на бортах кораблика (или это может быть руль) течением создается давление воды, оно то и толкает кораблик от берега. Если кораблик развернуть на 180 градусов, то он наоборот будет плыть к берегу.

Ловить при помощи кораблика можно и с лодки. Важным моментом здесь является наличие течения. И чем сильнее будет течение, тем дальше кораблик сможет заплыть. Также такой кораблик может плыть при наличии волн.

Материалы и инструменты:
– две дощечки, 12 и 14 см (желательно бук или дуб);
– линейка;
– две шпильки с гайками диаметром 6 мм;
– строительный кронштейн;
– дрель;
– шурупы;
– две свинцовые пластины для огрузки.

Шаг второй. Соединение бортов
На следующем этапе в обеих досках следует просверлить по два отверстия. Лучше всего положить одну доску на другую и просверлить таким образом отверстия. В этом случае они будут симметричны, и кораблик будет ровным. Для соединения бортов автор использовал шпильки. Важно, чтобы диаметр шпилек четко совпадал с диаметром сверла или сверло было даже немного меньше. В этом случае не будет люфта в соединении, и конструкция будет крепкой.

Далее в обе доски вставляется шпилька и с обеих сторон наворачиваются гайки.
При соединении досок важно, чтобы срезы на их торцевых частях смотрели в одну сторону. Это рули корабля.
Также на этом этапе нужно просверлить еще одно отверстие и прикрепить кронштейн. Он будет крепиться при помощи болта и гайки. Именно за него впоследствии кораблик будет привязываться.

Шаг третий. Огрузка кораблика
Кораблик обязательно нужно огрузить, иначе он не будет работать должным образом. Нужно добиться того, чтобы из воды было видно не более 2-3 см кораблика. Для огрузки можно использовать свинцовые пластины. Они крепятся к торцевой части бортов при помощи саморезов, гвоздей, шурупов или клея.

Шаг четвертый. Запуск кораблика
Лучше всего отправлять кораблик путь при помощи старого спининга из дюралюминия, а в качестве катушки отлично подходит “невская”. Леска используется монофильная диаметром 0.3 см, а длина может быть порядка 150 метров. Леска привязывается к кронштейну, отлично для этих целей подходит карабин с вертлюжком.

Далее, на расстоянии порядка 5-6 метров от кораблика можно вязать поводки, их дискретность должна быть 2.5 м.
Длина первого поводка должна быть в пределах 35 см, а второго 50 см. Длина поводков регулируется в зависимости от того, какова высота берега в месте ловли. Что касается крючков, то здесь уже зависит от рыбы, в среднем это 7-8 номер.

Как ловить при помощи кораблика
На крючки следует насадить мух, жуков или же наживку можно заменить искусственными мушками. Далее нужно подойти к реке и опустить кораблик в воду. Сразу же после небольшого натяжения судно начнет отплывать. Теперь останется лишь отматывать леску, пока кораблик не отплывет на нужную дистанцию от берега.

Поклевка определяется визуально, также она ощущается как удар на спиннинге. Сделав подсечку, можно приступать к постепенному вываживанию. Чтобы привлекать внимание рыбы, наживку нужно периодически поднимать с воды, а затем опускать.

Для успешной рыбалки останется лишь правильно определить место стоянки рыбы и преподнести ей наживку.

Принцип действия

При первом взгляде троллинговый кораблик довольно прост в применении для отвода приманки. Особенностей в действии покупной вариант и самодельный в общем случае не имеют, так как механизм везде аналогичный.

Планеры для троллинга представляют собой объекты, принцип которых основан на следующем:

  • несимметричность позволяет отдаляться от рыболова;
  • грузило делает его положение постоянно вертикальным;
  • грузило крепится к леске и в зависимости от многих показателей может перемещаться в разные стороны.
Принцип довольно прост, но применение планер находит очень широкое среди профессиональных рыболовов.

Купите вы или сами изготовите самодельные минипланеры — выбор только за вами. При любых обстоятельствах рыбалка с использованием троллинга с планерами принесет вам море эмоций и новых ощущений.

Основы техники троллинга с планером

Как только Вы приблизитесь к месту, с которого собираетесь начать троллинг, сбавьте обороты своего мотора или перейдите на мотор для троллинга. В качестве оптимальной стартовой скорости вполне подойдет 2 км/ч. В зависимости от волнения на акватории зацепите карабином, который надёжно закреплён на конце буксировочного шнура планера, за соответствующее отверстие на планере. Как правило, планер имеет 3 (три) таких отверстия. Если на акватории штиль или лёгкая зыбь, то цепляйте карабин за первое к носу отверстие планера, если есть волнение, то за второе, а при сильной волне за последнее третье отверстие планера. Это нужно для того, чтобы планер, при движении катера, не выскакивал из воды или, наоборот, не зарывался в волну. После этого, раздвиньте корпуса планера, который имеет форму катамарана, и аккуратно опустите его через борт на воду.

Планер для тролинга

Именно на этой скорости в 2 км, при стравливании шнура со шкивов, планеры наилучшим образом отойдут от борта катера и выйдут в своё «рабочее положение». Поскольку, в это же самое время Вам придется готовить свои спиннинги и заводить оснастки, эта скорость будет оптимальной с той точки зрения, что Вы не проскочите известное вам перспективное место и, не будете особенно торопиться, рискуя запутать снасти.

Глубина водоема является величиной критической — всегда используйте эхолот для того, чтобы знать глубину и рельеф дна, и отслеживать тенденцию по изменению глубины, ведь для разворота катера с распущенными планерами нужно достаточно много времени.

Если погода хорошая, солнечно и нет ветра или водоём подвергается приличному рыболовному прессингу, отпускайте планеры на максимальное расстояние от борта и, соответственно, используйте максимально длинные выпуски лески от прищепок. Если троллинг проводится в узкостях или вдоль бровки затопленного русла реки, то отпускайте планер на минимальное расстояние, например, 30 метров и, соответственно выпуск лески от прищепки должен быть минимальным, например, 40 метров. На обоих шнурах планеров рекомендуем заранее нанести цветные метки на расстоянии 30, 35, 45 метров, чтобы, при троллинге одновременно с двумя планерами, отпускать их с обоих бортов на одинаковое расстояние, тогда ваш катер будет идти ровно на скорости троллинга и им будет легче управлять, если у вас не установлен авторулевой. Рабочую скорость катера для троллинга с планерами рекомендуем держать, в зависимости от глубины, силы ветра и высоты волны, в диапазоне от 3,5 до 6,0 км/час.

Возьмите троллинговый спиннинг в руки, зацепите за карабин на его леске приманку (блесна или снасточка с мёртвой рыбкой), опустите её в воду по нужному вам борту и стравите с катушки спиннинга 30-40 метров лески.

После чего, установите на леску груз, в зависимости от нужной вам глубины. Рекомендуем резино-свинцовые грузы, которые отличаются своей расцветкой в зависимости от веса, Например, груз для троллинга на глубине до 20 метров имеет чёрный цвет. Теперь увеличьте выпуск вашей лески до 60 метров.

При помощи металлической защёлки закрепите прищепку (line release clips) для фиксации лески Вашего троллингового спиннинга, на буксировочном шнуре планера и закрепите леску тролингового спиннинга в прищепке, после этого, вращая катушку спиннинга, позвольте прищепке, вместе с закрепленной в ней леской, скользить по буксировочному шнуру по направлению к планеру (кораблику) — до того места, которое вы сами сочтете нужным. Остановите сброс лески с катушки спиннинга и прищепка остановится. Установите спиннинг в его держатель. Приманка выйдет на рабочий горизонт и, будет следовать именно на том расстоянии от борта катера, которое Вы задали, спуская прищепку по буксировочному шнуру. До момента поклёвки прищепка будет оставаться практически на одном и том же месте. Первую к планеру прищепку рекомендуем устанавливать не слишком близко к планеру, так, чтобы она не погружалась в воду при волнении. Таким же образом закрепите и спустите по буксировочному шнуру планера прищепки с леской и остальных спиннингов с этого борта, распределив их «на глаз» равномерно между собой на буксировочном шнуре от борта катера до планера (кораблика). Аналогично, после этого или одновременно, зависит от количества помощников на борту, вооружается буксировочный шнур планера с другого борта. Учитывая оособенности троллинга на Верхнетуломском водохранилище, а именно, наличие большого количества кумжи и щуки, рекомендуем установить перед приманкой мягкие плетёные металлические поводки не менее 60 см и несколько карабинов на подшипниках “в сцепке”. Поводок сохранит вам приманку при поклёвке щуки, а хорошие карабины уменьшат возможность запутаться леске от скручивания при поклёвке кумжи, которая, как известно, при подсечке начинает бешенно вращаться вокруг своей оси и делать «свечки».

Внимательно наблюдайте за «работающими» спиннингами. Как только рыба весом более 1,5-2 кг клюнет и засечётся, спиннинг согнётся в дугу, а леска сама выскочит из прищепки. В этот момент надо будет не спеша вытащить спиннинг из держателя и, перейти с ним на корму катера для вываживания рыбы.

Если засёкшаяся рыба своим рывком не освободила леску из прищепки — ничего страшного, просто это засеклась мелкая рыба. Возьмите спиннинг из держателя, перейдите в корму катера и рывком освободите леску из прищепки, теперь аккуратно вываживайте эту «мелочь», чтобы затем отпустить её в водоём. В конце рыбалки или при смене приманок, освободите леску одного из спиннингов из прищепки и намотайте леску на катушку. Произведите замену приманки и вновь повторите процедуру «приводнения и заведения приманки». При этом, как правило, вам потребуется установить на шнур новую прищепку.

Имейте в виду, что если Вы используете несколько спиннингов на планер, то, при смене приманки после поклёвки или зацепа на любом из спиннингов одного борта, все работающие спиннинги передвигаются в держателе таким образом, чтобы запускаемая приманка пошла ближе всех остальных к борту катера. Поскольку, при поклёвке, леска выскочила из прищепки, все такие прищепки соскальзывают по шнуру и скапливаются у самого планера. Ничего страшного, пусть они там и остаются до конца троллинга в этом месте.

Если Вы заканчиваете троллинг, освобождайте лески из прищепок резким рывком спиннинга в сторону и сматывайте спиннинги по очереди. Только полностью закончив сматывание одного спиннинга, беритесь за другой. Собрав все спиннинги, сбавьте скорость катера и решительно, но аккуратно, сняв с фиксатора и вращая шкив, подтяните планер к борту судна и извлеките его из воды, снимите с буксировочного шнура все прищепки и сложите их в контейнер, где вы их планируете хранить (прищепки должны иметь постоянное место хранения, иначе Вы их все растеряете). Протрите планер сухой ветошью и так же расположите его на штатном месте. Зафиксируйте шкив с буксировочным шнуром. Аналогично, действуйте и по другому борту. Теперь можно дать полный газ и двинуться в сторону «дома».

Источники

  • https://ristikent.com/%D1%80%D1%8B%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B0/%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3-%D1%81-%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8
  • https://orybalke.com/snasti/trolling/planer-svoimi-rukami.html
  • http://fffishing.com/publ/rybolovnyj_inventar/korabliki_dlja_trollinga/4-1-0-197
  • https://englishpromo.ru/stroitelstvo/korablik-dlja-trollinga-svoimi-rukami-chertezhi
  • https://primanki.com/snasti/trolling/korabliki-dlya-trollinga.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о рыбалке и снастях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: