- Причины неисправности
- Строение безынерционных катушек
- Основная маркировка катушек для спиннинга
- Виды безинерционных катушек.
- По назначению.
- По устройству тормоза.
- Подготовительный этап перед разборкой
- Как разобрать катушку спиннинга?
- Шум внутри катушки
- Механизм катушки клинит под нагрузкой
- Самосброс дужки лесоукладывателя
- Отказ стопора обратного хода
- Повреждения бортика шпули
- Обрывы лески под гайкой фрикциона
- Скрип
- Подача лески спиралью
- Неравномерное наматывание лески
- Самозатягивание фрикциона
- Разборка мультипликаторной инерционной катушки
- Самые популярные проблемы и их ремонт
- Ремонт безынерционной спиннинговой катушки
- Чистка ролика лесоукладывателя
- Уход и своевременная диагностика
- Когда смазывать катушки
- Как смазать катушку для рыбалки
- Очистка шестерней и других частей катушки
Причины неисправности
- Попадание песка.
- Попадание влаги внутрь катушки.
- Высыхание смазки.
- Неправильный уход (разборка, сборка, смазка).
Как бы рыбак не старался, при активной рыбалке избежать неприятностей связанных с этим невозможно.
Строение безынерционных катушек
Несомненно, чтоб починить катушку нужно представлять её строение и принцип работы. Все без исключения безынерционки собираются в заводских условиях из однотипных узлов, отличающихся в зависимости от габарита механизма своими размерами. Основными составляющими девайся являются ниже перечисленные части и детали изделия:
- корпус;
- зубчатый привод;
- тормозной фрикцион;
- ротор;
- опора катушкодержателя;
- переключатель заднего направления;
- шток крепления шпули;
- лескоукладыватель с дужкой и роликом;
- зубчатое колесо с дужкой.
В зависимости от модификации и предназначения безынерционки или как её ещё называют рыболовы мясорубки, она может дополнятся специфическим функционалом, присущим определённой модели.
Основная маркировка катушек для спиннинга
При выборе снасти, маркировка даёт полную информацию об устройстве. Правильная подборка параметров сулит удачу в рыбном промысле.
Маркировкой безынерционных катушек служат символы и знаки на корпусе устройства. Она содержит информацию о характеристиках и помогает при выборе снасти. Фирмы выработали единые стандарты и стараются их соблюдать.
Основной массив информации располагается на самой детали:
- размер (указывается цифрами);
- количество лески для намотки (лесоёмкость);
- передаточные числа катушки.
Размер шпули может иметь градацию от 1 до 4 тыс. Значение цифры на маркировке, пропорционально величине шпули, мощности и тяжести, а также вместительности для лески.
Показатель лесоёмкости отображается в виде маркировки, к примеру, 180/0,25. В этом случае, на шпулю может поместиться 180 м лески, сечением 0,25 мм.
Виды безинерционных катушек.
Принципиально все они одинаковы, но профессионалы различают.
По назначению.
1. Для ловли хищника.
2. Для фидерной ловли.
3. Морские.
4. Самосбрасывающие леску.
По устройству тормоза.
1. Моментальный тормоз.
2. Тормоз с задержкой.
На сегодняшний день самыми распространёнными, являются катушки для ловли хищника с моментальным тормозом, который после оборота лесоукладчика вокруг шпули не дает ему провернуться обратно, что позволяет более надежно подсечь рыбу.
Катушку можно разделить на три составные части.
- Корпус
- Тормоз (стопор обратного хода)
- Редуктор
В данной статье, ремонт катушки для спиннинга своими руками, рассмотрим стопор обратного хода безынерционной катушки ремонт и некоторые нюансы, касающиеся его конструкции.
- Снимаем шпулю.
Здесь надо обратить внимание на звездочку фрикциона с шайбой. Именно шайба отвечает за правильность намотки шнура. Если её потерять, то придется подбирать экспериментальным путем. Снимать шпулю, устанавливать подходящие шайбы, устанавливать шпулю обратно, наматывать шнур и визуально определять, как идет намотка. Добавлять или уменьшать толщину шайбы.
- Для удобства разборки надо снять ручку вращения катушки.Снимаем звездочку и шайбу.Выворачиваем стопорный винт.
- Откручиваем гайку маховика лесоукладчика (резьба может быть как левой, так и правой.)
Подготовительный этап перед разборкой
Если рыболову никогда не доводилось заниматься разборкой, свой первый самостоятельный демонтаж лучше производить неторопливо, тщательно запоминая последовательность и располагая извлеченные элементы на столе. В дальнейшем это облегчит процесс сборки, о котором мы писали в статье «Сборка безынерционной катушки в правильной последовательности».
Прежде чем приступить к извлечению элементов катушки, необходимо удалить с корпуса пыль и грязь. Не стоит пользоваться чистящими веществами, достаточно теплой воды с мылом. Различную химию не нужно применять даже в том случае, если имеются достаточно сильные загрязнения. Если агрессивные вещества попадут внутрь, это приведет к нежелательным последствиям.
Изгибы и труднодоступные места чистятся с помощью пинцета либо другим приспособлением. Сильно въевшуюся грязь можно попробовать удалить спиртом. Все изложенные выше рекомендации упростят разборку и не позволят проникнуть внутрь абразивным и агрессивным веществам.
Как разобрать катушку спиннинга?
Выбор безынерционной катушки важный момент для успешной рыбалки и становится очень жаль, если катушка быстро приходит в негодность, но не стоит опускать руки, ведь в чаще всего ее можно отремонтировать.
Перед тем, как приступить к разборке катушки, лучше протереть ее ватой, смоченной в воде, чтобы очистить от грязи, песка и рыбьей слизи.
Разбирая механизм катушки, стоит все детали механизмов раскладывать по порядку справа налево или слева направо. Это позволит собрать безынерционную катушку без лишних проблем.
Разбирается катушка в таком порядке:
- первым делом необходимо снять гайку фрикционного тормоза и шпулю;
- затем шайбы и шестеренки, расположенные под шпулей;
- следующим шагом надо отвинтить ручку
- затем разобрать сам механизм катушки: открутить плоскогубцами или ключом зажимную гайку, снять ротор;
- затем снять дужку лесоукладывателя и механизм, защелкивающий ее, разобрать ролик, через который проходит леска;
- отвинтить болт стопора обратного хода и снять переключатель, отвинтить болт заглушки и вынуть ее;
- снять стенку катушки (как правило, для этого требуется довольно большое усилие);
- сняв стенку, вы увидите бегунок и две шестерни — это главный механизм катушки, если с ними все в порядке, снимать их не стоит.
Что же касается сборки катушки, то она проводится в обратном порядке.
Шум внутри катушки
При скрипе, скрежете катушки спиннинга, следует немедленно приостановить рыбалку. Шумы могут появиться из-за попадания грязи, порчи подшипников либо прочих узлов. Такая проблема требует разборки механизма, очистки, смазки или установки запасных частей.
Механизм катушки клинит под нагрузкой
Если во время подмотки лески рокот и стук, периодически механизм заедает, а под нагрузкой (на вываживании) катушку клинит, это значит, что есть серьезные проблемы в механизме главной передачи. В этом случае ведущую и ведомую шестерню необходимо заменить на новую пару.
Самосброс дужки лесоукладывателя
Если дужка лесоукладывателя самопроизвольно переключается из положения «заброс» в положение «подмотка», это может привести к разным проблемам — от отстрела приманки до поломки удилища.
Чтобы устранить неполадку, в первую очередь необходимо подтянуть болты, которыми крепится дужка. В том случае, если этого оказалось недостаточно, следует снять крышку, под которой находится пружина, и добавить ей упругости, установив на стержень прокладку, или поменять пружинку на более жесткую.
Отказ стопора обратного хода
Признаком износа является лёгкое вращение рукоятки устройства в обоих направлениях при включённой блокировке. Это связано с налипанием загрязнений или загустением смазочного состава. В такой ситуации следует произвести откручивание болта стопора обратного хода, демонтировать муфту, произвести очищение и смазывание.
Повреждения бортика шпули
Появление на бортике шпули вмятинок, царапин и прочих дефектов приводит к уменьшению дальности заброса. Кроме того, леска значительно травмируется о неровности шпули, и срок ее службы значительно сокращается. Как починить? При появлении таких дефектов их надо тщательно зашлифовать, а поверхность бортика шпули отполировать. При этом необходимо постараться не удалить с бортика напыление из твердосплавного металла, которое присутствует на хороших современных катушках.
Обрывы лески под гайкой фрикциона
В конструкциях с размещённым впереди фрикционом, фиксирующая гайка поднята на 1—2 мм над краем шпули. Когда леска наматывается, то зачастую цепляется за гайку и западает под край шпули, что приводит к запутыванию и обрыву.
Для решения проблемы, необходимо разобрать катушку с леской шпули, открутить гайку с шайбочками тормозного фрикциона и заменить прокладку из фетра на аналогичную из тонкого пластика.
Скрип
Если появляется скрип, это значит, что катушку необходимо смазать. При этом определить, какие конкретно детали скрипят, бывает непросто, так что лучшим вариантом при появлении этой проблемы будет разобрать, почистить и смазать всю катушку. При наличии определенного навыка это не составит проблемы и не займет много времени.
Подача лески спиралью
Иногда, в процессе забрасывания приманки, происходит схождение лески спиралью. Этот дефект возникает из-за загрязнения ролика лесоукладывателя. Решением проблемы является разборка и смазка узла механизма.
Неравномерное наматывание лески
Если леска наматывается на шпулю неровно, образуя в результате передний либо задний конус, это не обязательно является недостатком. Однако следует знать, что ситуацию можно легко исправить в нужную сторону. На основном валу катушки расположено несколько шайб различной толщины. Чтобы устранить намотку лески конусом вниз, следует снять одну шайбу, а в том случае, если конус направлен вверх, шайбочку надо добавить.
Самозатягивание фрикциона
Во время протравливания лески иногда происходит обрыв, связанный с самозатягиванием фрикциона. Такое бывает у дешёвых некачественных деталей и проблема не устранима.
Разборка мультипликаторной инерционной катушки
Перед началом восстановления, спиннинговая катушка разбирается в следующем порядке:
- Откручивается контргайка, крепления ручки катушки.
- Для извлечения шпули разбирается кожух мультипликатора. С этой целью отворачивается контргайка, поворачивается и снимается «щека» мультипликатора.
- Извлекается шпуля из кожуха мультипликатора.
- Чтобы достичь главного устройства мультипликатора, снимается узел с оси и прокладки, размещённой под ней.
- Снимается крышка на осевом тормозе.
- Откручиваются болтовые соединения, фиксирующие крышку главного механизма и снимается крышка.
- Разбирается главный механизм. Максимальная по размеру шестерня является основной, в ней расположены фрикционные диски катушки спиннинга.
- Снимается декоративная накладка, извлекается направляющее устройство бегунка.
- Демонтируется стопор червячного узла, откручивается крышка и достаётся «зуб», затем извлекается «червяк».
После полной разборки изделие промывается, проводится диагностика неисправностей катушки и осуществляется её ремонт. Для профилактики неисправностей в работе катушки проводят определённые процедуры.
Периодически необходимо чистить устройство от грязи и пыли, протирать борт шпули для удаления наслоений. Они приводят к износу шнура и деформации бортика при вращении ручки катушки. Но самое главное в самостоятельной профилактике неисправностей детали — вовремя отремонтированный ролик лесоукладывателя.
Причины и периодичность профилактики роликов могут быть разными. Это зависит от индивидуальных особенностей конструкции. Узел ролика скольжения необходимо обслуживать один раз от 10 до 20 ч.
наработки устройства, то есть, через каждые три—четыре рыбных ловли. Ролик на базе шарикоподшипника обслуживается с периодичностью от 40 до 50 ч.
Такая высокая частота вызвана значительной скоростью вращения и постоянным контактом со шнуром.
Под ролик в процессе эксплуатации, посредством движущегося шнура, постоянно попадают вода, взвесь песка, водоросли. Выступая в качестве абразива, данные вещества преждевременно изнашивают узел, приводят к «пропилу» ролика, обрыву шнура и потерям трофеев и приманок.
Самые популярные проблемы и их ремонт
Ремонт спиннинговой катушки может потребоваться из-за неаккуратного обращения на азартной рыбалке. Самые популярные проблемы и их последствия возникают от контакта спиннинговой катушки с водой, небрежного бросания на песок или землю. Проблема может возникать также из-за заводского брака либо по вине самого рыбака. Внимательно следите за шайбой и втулкой ролика лесоукладывателя.
Ремонт безынерционной спиннинговой катушки
Подбор изделия для спиннинга — важный этап подготовки к рыбалке. Выполнять ремонт безынерционной катушки своими руками сложно. Нужно знать, как разобрать устройство, восстановить его работу. Можно на фото посмотреть расположение катушкодержателя и всех составляющих элементов.
Чтобы выполнить ремонт же катушек для спиннинга своими руками, потребуется подготовить:
- набор отверток;
- небольшие пассатижи;
- изоленту;
- клей;
- наждачную бумагу;
- пластырь;
- смазку;
- надфиль;
- булавку.
Все это должно быть рядом.
Чтобы выполнить ремонт катушки, потребуется придерживаться следующих рекомендаций. Для начала осуществляется разборка этого изделия. Детали располагать в такой последовательности, чтобы потом быстро все собрать.
Необходимо снять гайку тормоза, штуля, шестеренку, шайбу. Следующим этапом отвинчивают ручку и откручивают гайка. Необходимо снять ротор и дужку лескоукладывателя, механизм защелкивания. Чтобы отремонтировать рыболовную катушку, нужно разобрать ролик, предназначенный для прохождения лески. Следующим этапом откручивают болт стопора и снимают переключатель, болт заглушки, сама заглушка и стенка спиннинговой катушки, что открывает доступ к основному изделию.
Перед ремонтом нужно все хорошо протереть ватой, которая смочена в воде. Это позволит устранить песок или грязь.
Чистка ролика лесоукладывателя
На первом этапе откручивается винт крепления. Разбирается устройство, с учётом наличия шайбы в щёчке ролика. После снятия шайбы, разбирается механизм. Тщательно осмотрев детали, промойте их в растворителе, размещённом в ёмкости от 50 до 70 граммов. Не следует промывать шариковый подшипник, так как смоется его смазка и он быстро придёт в негодность.
После промывки деталей тщательно удалите остатки загрязнений и насухо протрите бумажными салфетками.
При монтаже добавляйте по одной капле масла на узел. Избыток смазки нежелателен, так как под действием центробежных сил она может попасть на леску или шнур испортить их.
По установке ролика на шток проверьте лёгкость вращения. Для этого ребром сложенной салфетки проведите по краю ролика. Он должен легко провернуться.
При монтаже второй втулки необходимо нанести полкапли смазки на подшипник. Плечо со штоком сопоставляют и соединяются винтом с тугим закручиванием, но без перетяжки. Винт недопустимо обрабатывать фиксатором резьбы, так как при дальнейшей профилактике открутить его будет невозможно.
- Завершив сборку, окончательно проверьте работу ролика. Для этого проведите по нему краем бумажной салфетки. Ролик должен вращаться легко и непринуждённо.
Уход и своевременная диагностика
Для профилактики поломок и неисправностей в первую очередь следует бережно транспортировать катушку и достаточно аккуратно обращаться с ней на водоеме, чтобы избежать ударов, которые могут привести к поломке механизма, стараться не окунать ее в воду и не класть на песок.
И вот, что нужно знать: Снасти для ловли щуки на спиннинг
Чистка. Если в механизм попал песок, движущиеся детали, такие, как ведущая и ведомая шестерня, могут износиться довольно быстро. Чтобы избежать этой неприятности, необходимо регулярно разбирать катушку и чистить ее изнутри.
Смазка. Работа механизма «на сухую» — другая причина его быстрого износа. Смазку необходимо проводить сразу после чистки катушки от попавшего в нее песка. Каким маслом воспользоваться — вопрос не такой простой, как может показаться на первый взгляд.
В идеале стоит применять «родную» смазку — от производителя вашей спиннинговой катушки.
Если такой возможности нет, можно воспользоваться любым подходящим по консистенции маслом, но нужно быть уверенным, что оно не содержит лишних присадок и не разрушит пластиковые детали, которые широко используются при производстве современных спиннинговых катушек. Иными словами, масло, предназначенное для смягчения трения металла о металл — не лучший вариант.
Для предотвращения поломок катушек рекомендуется своевременно проводить профилактические меры, которые избавят от ремонта и затрачивания дополнительных средств на закупку запасных деталей.
Рыболов на водоеме превращается в азартного, неаккуратного и неосторожного человека. Чтобы сохранить снасти в целости, необходимо обращать внимание на пользование последними. Особенно это касается спиннинговых катушек. Не стоит допускать контакта катушечного механизма с водой, класть снасти на землю или песок. Выходит, рыболов сам допускает преждевременную порчу и износ механизмов спиннинга.
Вернувшись после рыбалки, не поленитесь заняться смазкой и чисткой катушек своими руками. При попадании песка в механизм ведущих шестерней происходит быстрое повреждение последних, поэтому старайтесь регулярно полностью разбирать устройство и чистить его.
Ну а поскольку катушечный механизм уже разобран и почищен, стоит его сразу смазать. Выбор смазки стоит за рыболовом: самая дешевая и доступная — обычный силикон, но сейчас на рынке представлены множество недорогих товаров от Shimano и Daiwa, цены составляют от нескольких сотен рублей.
Профессионалы же советуют использовать «родные» смазки.
Регулярное обслуживание катушечного устройства, бережное к нему отношение — вот залог долгой службы даже бюджетной модели. Ремонт катушки — дорогое и хлопотное занятие.
Цены на катушки колеблются в таком диапазоне, что приобретение спиннинговых катушек становится важным выбором для любого рыболова. Чтобы радовать долгой службой и хорошей работой, ваша катушка не должна быть обделена вниманием и уходом.
Когда смазывать катушки
Обычно необходимость обслуживания безынерционной катушки можно определить по нескольким критериям:
- Начало рыболовного сезона.
- Середина рыболовного сезона, плановый осмотр и диагностика движущихся частей, на отсутствие посторонних шумов, затрудненного хода.
- Плановый осмотр на протяжении всего сезона, визуальная оценка состояния и цвета масла, его вытекание и загрязненность.
- Внеплановая диагностика при обнаружении ненадлежащей работы механизма – шума, скрипов, затрудненности вращения движущихся частей, люфтов и видимого загрязнения песком.
На практике, всегда лучше проводить осмотры снастей 2-3 раза за сезон, даже если никаких видимых признаков износа нет, потому что в случае поломки катушки, не всегда получается ее починить, а профилактические осмотры и обслуживания помогают предотвратить поломку.
Как смазать катушку для рыбалки
В процессе нет ничего сложного, имея необходимые инструменты, произвести смазку может даже новичок в этом деле.
Для разборки и сборки катушки нам понадобиться:
- Бумажные салфетки или небольшой кусок ткани.
- Средние отвертки крестового и плоского вида.
- Гаечные ключи на 10, 12, 13, 14 в зависимости от вида катушки.
- Пинцет с острыми краями, для снятия стопоров и монтажа пружин.
- Ватные палочки.
- Зубочистки.
- Старая зубная щетка.
- Смазочные материалы.
- ВД-40 или очиститель тормозов, также может подойти бензин в небольшой емкости, но тогда необходимо будит производить очистку на улице, ввиду сильного запаха бензина.
Процесс смазки
- Для начала нужно демонтировать шпулю и ручку катушки, они легко снимаются, потому что имеют предусмотренные изготовителем, крепежные механизмы.
- Далее, демонтировать втулку вала, на которой расположены регулировочные шайбы и подшипник. Тут можно воспользоваться тонкими зубочистками и пинцетом.
- Крышка обгонной муфты фиксируется с помощью болтов, которые нужно будет отвернуть подходящей отверткой, иногда болты оформлены под шестигранники или звездочки, это нужно учитывать при подготовке необходимых инструментов.
- Из игольчатого подшипника нужно вытащить муфту и хорошо протереть от остатков, грязного масла и мусора. Для более эффективного удаления можно использовать ДВ-40.
- Далее нужно открутить пыльники, удалив которые появиться возможность снятия крышки.
- Получив доступ к шестерням, нужно сделать отметки на зубцах так чтобы при сборке метки четко совпали, и механизм работал в точности как было ранее.
Затем нужно демонтировать основную шестерню.
- Дальше демонтируем стоп-коробку.
- Далее можно демонтировать каретку, она зафиксирована стопором, после его извлечения, каретка легко демонтируется.
В итоге катушка разобрана, на все основные движущиеся элементы. Правильным будет разложить все части на чистом столе или картонке в очередности демонтажа, а еще лучше все сфотографировать каждый этап разбора для четкого понимания что все будет собрано правильно.
Очистка шестерней и других частей катушки
Чистка от старого масла и затвердевших частиц грязи, осуществляется с помощью ткани, ватных палочек и бумажных салфеток, также в чистке зубцов шестерен поможет старая зубная щетка.
В качестве очистителя хорошо подходит ВД-40 или специальный очиститель, но можно прибегнуть и к более агрессивным методам, бензиновой ванны, но при этом нужно учесть едкий запах бензина, делать это нужно на открытом воздухе.
Также нужно учесть, что бензин, это очень агрессивное вещество, способное растворять некоторые виды пластика и резиновые детали, так что будьте аккуратны. Не рекомендуется подвергать резиновые и пластиковые такие части воздействию бензина при очистке, они могут потерять свою форму и целостность.
Корпус катушки хорошо отчистить помогут ватные палочки, или ветошь, накрученная на пинцет или отвертку.
Все загрязненные детали легко отчищаются и выкладываются в обратном порядке их сборки.
- https://RibkaKlui.ru/rybatskie-hitrosti/remont-katushki-dlya-spinninga-svoimi-rukami.html
- https://IaRybak.ru/snasti/sdelat-remont-katushki-spinninga
- https://ribaku.info/snasti/spinning/remont-katushek
- https://www.udim.ru/articles/kak_razobrat_bezynertsionnuyu_katushku_i_ustranit_problemy/
- https://fishcave.ru/spinning/snasti-i-osnastka/katushka/remont.html
- https://cherneva-rus-riba.ru/snasti/kak-razobrat-katushku-s-zadnim-frikcionom-2.html
- https://cherneva-rus-riba.ru/snasti/kak-snyat-shpulyu-s-katushki.html
- https://vsapete.com/stati/smazka-bezynerczionnyh-katushek/